Справочник по компьютерной графике и звуку

   Панель, стеновые панели мдф купить казань. |       

Создание партий ударных инструментов

В стандартном наборе звуков General MIDI (именно такой набор имеется в любом саундбластере) на десятом канале располагается не один инструмент, а сразу куча - все барабаны. Чтобы превратить обычный MIDI-трек в барабанный, достаточно в окне проекта выбрать в списке СИ строку 10 General MIDI Drums.

Редактирование партии ударных в MIDI-редакторе

Стоит вам только задать для дорожки десятый MIDI-канал, как внешний вид редактора Piano Roll довольно сильно изменится (см. рис. 4.49). Вместо клавиатуры слева окажется список ударных инструментов - большие барабаны, малые барабаны, томы, тарелки, хэты, бонги, конги и прочий стучащий, гремящий и звенящий инструментарий. Поскольку от барабана или трещотки никто не ждет, что они станут брать разные ноты, то для каждого такого инструмента отводится всего по одной ноте. А значит, щелкнув слева, к примеру, по строке Acoustic Snare, вы, во-первых, услышите, как этот барабан звучит, а во-вторых, выделите всю партию малого барабана в композиции.

Рис. 4.49. Редактируем партию барабанов

Впрочем, не всякому инструменту - пусть даже ударному! - хватит одного звука на все про все. Например, для хэта (помните такую конструкцию: две тарелки на одной палке с педалью, которые делают «цсс-цсс»?.') в наборе General MIDI Drams выделено целых три ноты: на ноте F#3 (фа-диез третьей октавы) находится короткий звук, имитирующий удар по сведенным тарелочкам (он называется Close Hi-Hat - закрытый хэт), на ноте ВЬЗ (си-бемоль третьей октавы) - длинный звук, имитирующий удар по свободной верхней тарелке (Open Hi-Hat - открытый хэт), и на ноте G#3 (соль-диез третьей октавы) - звук, имитирующий нажатие педали (Pedal Hi-Hat).
Три звука также у конгов: два для меньшего из двух этих барабанов (Open Hi Conga и Mute Hi Conga), и один у большого - Low Conga.
По два звука у бонгов (Low Bongo и Hi Bongo), у свободного и заглушенного оркестрового треугольника (Open Triangle и Mute Triangle), у длинной и короткой трещотки (Long Guiro и Short Guirc), у агого, вуд-блока и некоторых других барабанчиков и стучалок.
Весь этот набор надо хорошенько изучить, если вы собираетесь его использовать.
Со звуками вообще так: прежде чем ими пользоваться, надо понять, какой из них чего стоит и для чего пригоден (это касатся не только звуков из репертуара звуковой карты, но и загружаемых). Или иначе: какие есть в нашем арсенале басы, какие фортепьяно, какие ритм-гитары, какие большие и малые барабаны, тарелки и все прочее. Без этого вы будете неизбежно брать первые попавшиеся звуки. И результаты будут получаться тоже первые попавшиеся.
Если, взяв барабанный трек в Piano Roll, Blj видите слева не список ударных инструментов, а обычную клавиатуру, скорее всего, это означает, что никто пока что не объяснил вашему Сонару, что на десятом канале у вас всегда будут барабаны.
Ну а раз никто за вас этого не сделал, придется вам это сделать самостоятельно. Вызовите команду Instruments из меню Options (см. рис. 4.50), выберите слева десятый канал, а справа укажите, что его надо всегда показывать в виде набора барабанов General MIDI Drums.

Рис. 4.50. Назначаем для десятой дорожки другой вид клавиатуры

В этом же списке есть несколько других раоаскладок, предназначенных для звуковых карт Roland (GS), Yamaha (XG) и так далее. Если у вас именно такая звуковая карта, можете выбрать тут подходящую строку.
Как видно из рисунка 4.49, на барабанных треках Sonar рисует ноты не полосочками, а ромбиками, лишенными видимой перевооруженным глазом длительности. Конечно, вызвав свойства ноты (правой кнопкой мыши), вы убедитесь, длительность никуда не делась и ее можно помюменять. Но только не мышкой.
Часто это вполне оправдано: на многих звуковых картах даже самые длинные звуки, вроде открытого хэта (Open Hi-Hat) или тарелок (Crash Cymbal, Ride nbal, Splash Cymbal, Chinese Cymbal), звучат одинаково вне зависимости от того, длины нота нарисована - если уж стукнукнуто, то стукнуто. И доиграно будет до конца, хоть ты тресни. Если же на вашашей карте все не так и звуки ударных могут удлиняться и укорачиваться, то имеет смысл показывать ноты обычными полосками.
Ведь на самом деле слева у любой дорожки может находиться как список барабанов, так и обычная клавиатура пли вообще порядковые номера клавиш В окне Assign Instruments можно назначить на 10-й канал вместо General MIDI Drums просто General MIDI, тогда вы увидите вместо ромбиков полоски, а вместо названий барабанов - клавиатуру. Останется щелкнуть по клавиатуре правой кнопкой мыши, в появившемся окошке Note Names (см. рис. 4.51) пометить вторую строку вместо первой и найти в нижнем списке набор General MIDI Drums (а может быть Yamaha XG пли Roland GS). Получится приятный гибрид списка барабанов с нотами в форме полосок.

Рис. 4.51. Заменяем клавиатуру на список ударных

Автоматизация создания барабанных партий

Не всякий человек, желающий сделать в Сонаре аранжировку своей или чужой песенки, создать танцевальный мпкс или еще что-то крутое и классное, - не всякий такой человек является барабанщиком, а потому очень тонко понимает, как правильно должны работать ударные инструменты. Ну, ироде бы, бочка (бас-барабан) стукает на сильную долю, снэйр (малый барабан) на слабую, хэты подзинышвают по четвертям или восьмушкам, а тарелка бухает в самых пафосных местах. Однако же маловато будет. Конечно, барабаны н перкуссию не сравнить по сложности с симфоническим оркестром, по писать партии барабанов нужно, все-таки хоть что-то в этом деле понимая.
Для тех, кто пока не удосужился овладеть барабанными премудростями, фирма Twelve Tone Systems предлагает два автоматизированных средства создания вполне качественных барабанных партий - ритмические рисунки (паттерны) в драм-машину.


В выпадающем меню (стрелочка справа от кисти) вы найдете несколько сотен заготовленных для нас фирмой Twelve Tone Systems ритмических рисунков. Они все рассортированы по подменю в соответствии с инструментом, на котором такие ритмы обычно играются.
Сначала надо выбрать паттерн, отыскав что-то подходящее в этих сокровищницах и щелкнув по соответствующей строке. Останется только протащить кисточку по нотному полю в нужных вам местах. Вне зависимости от скорости, с которой вы тащите мышку, ритмический рисунок, даже достаточно сложный, воспроизводится идеально с учетом ритмической сетки вашей композиции. А чтобы кисточка при проведении линии не съехала на другую строку, держите нажатой клавишу Shift.
Причем никто не заставляет вас непременно использовать тот инструмент, на котором этот ритм обычно исполняют. По какому проведете кистью, на том и сыграете эту дробь или, там, чечетку.
Однако стоит вам пометить строку Use Pattern Polyphony (использовать ритмическую полифонию) в меню кнопки Pattern Brush, как кисточка примется сажать нотки в несколько строк одновременно, рисуя сразу всю ритмическую сетку.
Причем в этом режиме уже никаких вольностей не позволяется: можете водить кисточкой по какому хотите бубну или тарелке, по если выбран ритм, например, из группы Snare Pattern, так и нарисуют вам ритм на основе малого барабана - стучите, сколько влезет.

Драм-машина

Второе средство для тех, кто хочет пользоваться хорошо сыгранными партиями барабанов, - это Session Drummer (сессионный барабанщик), которого вы сможете вызвать из подменю Process > MIDI Effects > Cakewalk Fx.
Session Drummer - аналог драм-машины (электронного устройства, имитирующего барабаны). Электронную драм-машину использовать в компьютере сложно, хотя записать с нее звук не составляет никакого труда. Дело в том, что у внешней драм-машинки свой генератор, а у звуковой карты свой, и частоты у них немного разные. Даже задав в обоих устройствах один и тот же темп, вы все равно не добьетесь их синхронной работы: либо машинка убежит от компьютера, либо компьютер от машинки.
А вот компьютерная машинка никуда ни от кого не убежит. Она начинена стандартными барабанными и перкуссионными партиями для разных стилей музыки, под разные музыкальные размеры и темп. Чтобы ее возможностями воспользоваться, вы должны объяснить ей, сколько тактов она играет таким-то ритмом, сколько другим, вот и все. Причем результат вы можете получить в виде MIDI-дорожки либо слушать этот ритм в реальном времени.
Команда Session Drummer доступна, только когда в окне проекта выбрана одна из MIDI-дорожек. Лучше выбрать пустую.
На рисунке 4.52 показано, как устроено окно механического барабанщика. Слева в списке Style выбираете один из стилевых файлов. Стили делятся не только по направлениям музыки (Blues (блюз), Country (кантри), R&B (ритм-энд-блюз), Hard Rock и Soft Rock (тяжелый и мягкий рок), Dance (танцевальная), Rap, Alternative и прочее), но и по темпам - в быстрых песнях используются совсем не такие приемы игры, как в медленных.

Рис. 4.52. Драм-машина Cakewalk Fx Session Drummer

В состав одного стилевого файла входит несколько ритмических рисунков (список Pattern справа). Двойной щелчок по строке - и ритм попадает вниз, в список Song (песня).
Обратите внимание на колонку Length (длина в тактах) в списке Pattern. Некоторые ритмические рисунки имеют длину в несколько тактов, другие -всего в один такт. Первые предназначены для создания основного ритма, а вторые - это брейки, то есть короткие перебивки, которые барабанщики используют для разделения музыкальных фраз.
Собрав нужные ритмы в списке Song, вы сможете кнопочками со стрелками вверх и вниз менять местами строки, кнопкой с минусом - удалить выделенную строку, а кнопкой с крестиком - очистить окно Song.
В столбце Loop Count (счетчик повторов) задается, сколько раз будет играться каждый паттерн. На нашем рисунке все играются по разу, а сбивка Тот filll - дважды. Двойной щелчок по цифре (а также клавиши + и -) позволят поменять это число.
В колонке Time можно следить за тем, сколько тактов композиции уже заполнено.
Заполнили все, что делать дальше? Прослушать, что получается, - кнопкой Audition. Нажать ОК и получить то, что просили, - полный MIDI-трек, составленный в соответствии с вашим выбором. Нажать Cancel, если передумали.

Если кнопка Audition проигрывает слишком маленький кусок ритма, вы не успеваете ничего понять, зайдите в общие настройки программы (Options > Global > General) и задайте другое время прослушивания в строке Audition Commands for ... second. Эта настройка влияет на время предварительного прослушивания любых обработок (как MIDI, так и аудио), где имеется кнопочка Audition.

Каждый стиль хранится в MIDI-файле (расширение mid) по адресу Program Files\Cakewalk\SONAR 2\Drum Styles. Открыв его в Сонаре, вы увидите, что в стилевом файле первые девять треков пусты, а на десятом последовательно и без перерывов расположены все ритмические рисунки. Начало каждого из них помечено маркером.
Для нас не составит большого труда изготовить собственные стилевые файлы, если мы вовсе не новички и чайнички, а, напротив, глубокие знатоки барабанного искусства. Достаточно создать файл, задать в нем темп и размер, записать на барабанном треке ритмические рисунки, разметить их маркерами (F11), дав каждому из рисунков понятное имя, а потом сохранить файл в папку Drum Styles - обязательно в формате Туре О MIDI (есть еще формат Туре 1 MIDI, он в данном случае не подходит).
Можно и проще поступить: открыть один из сонаровских стилевых файлов, поменять в нем темп и размер, ввести другие ритмические рисунки и сохранить с другим именем.
Понятно, что паттерны должны нормально зацикливаться - прежде чем сохранять такой файл, проверьте каждый из них на этот предмет. Кроме того, узор должен начинаться точно с начала такта, а его последняя нота не должна залезать на следующий узор.
Общий уровень громкости для всех рисунков также должен быть одинаковым, иначе пользоваться таким стилем будет неудобно. Это не означает, конечно, что все ноты нужно сделать одинаковыми. Ноты могут - и даже должны! - иметь разную громкость. Речь идет именно об общем уровне громкости. Например, бочка на сильной доле или малый барабан на второй и четвертой в разных узорах должны звучать одинаково.


Содержание раздела