Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Редактирование аудиодорожек

В старом Кэйкуоке для редактирования аудиоданных был предусмотрен специальный аудиоредактор, который открывался двойным щелчком по клипу. В Сонаре нужда в таком редакторе отпала - все редактирование вполне можно производить прямо в окне проекта1.
Большая часть работ с аудиоклипами - перетаскивание дорожек, их разрезание на части, изменение размеров, громкости, панорамы и т. п. - совершенно безопасны, потому что исходные файлы в папке аудиоданных при этом не редактируются - остаются такими же, какими были сразу после записи. Все редактирование как-то там описывается в файле проекта - нам неважно, как именно. Замечательная эта технология называется неразрушающим редактированием.
Самое приятное отличие секвенсора Sonar от своего предшественника секвенсора Cakewalk состоит именно в этом гуманистическом подходе к редактированию звуковых файлов. В «Какевалке» если уж ты разрезал клип, то разрезал (правда, потом можно склеить). Если один из обрезков удалил, то удалил насовсем. Тогда как в Сонаре можно снова потянуть обрезанный клип за левый или правый краешек, и все звуки вернутся.
Исключение из правил человеколюбия составляет операция удаления клипа из проекта - самого клипа и всех его частей и копий. В этом случае после сохранения и закрытия проекта соответствующий wav-файл будет удален.

Выделение клипов и фрагментов

Чтобы выделить клип целиком, просто щелкните по нему мышкой. Чтобы выделить несколько клипов вразбивку, щелкайте по ним с клавишей Ctrl. При этом на линейке вверху появляется черная область, показывающая границы выделения - от левого края первого из выделенных клипов до правого края последнего.
Повторный щелчок с клавишей Ctrl снимает выделение с данного клипа, но оставляет черную область на линейке.
Щелчок с клавишей Alt снимает все выделения и убирает черную область с линейки. То же делает клавиша 5 на цифровой клавиатуре (Mum 5). То же делает и щелчок мышкой по пустому месту в правой панели.
Чтобы выделить дорожку целиком, щелкните по номеру ее трека в левой панели.
Но весь трек выделится, только в том случае, если на верхней линейке не было черной области. Если же как раз была, то на данной дорожке выделится участок именно такого размера. Это позволит нам фактически копировать выделение с одной дорожки на другую. Например, так: щелчок по клипу - выделяется клип, щелчок по номеру другой дорожки, и на ней выделяется область точно по размерам клипа.
Чтобы выделить всё, дважды щелкните по номеру дорожки или нажмите знакомые по многим программам (например, по Word'y) комбинации Ctrl-A или Ctrl-Mum 5. Еще один двойной щелчок (а также Mum 5 или Ctrl-Shift-A) снимает выделение.
Растягивая рамочку с клавишей Alt вы сможете выделить прямоугольную область. При этом частично или полностью выделяются клипы на всех захваченных дорожках. А если двигать курсор в переделах одной дорожки, то выделится фрагмент только на ней1.
Если растягивать рамочку без «альта», то выделятся только те клипы, которые попадают в выделение целиком. Но вообще, эта операция небезопасна, потому что, начав растягивать рамочку не с пустого места, а с какого-то неудачно подвернувшегося под руку клипа, вы ничего не растянете, а потащите невесть куда этот несчастный клип. Ctrl-Z!
Можно не пользоваться мышью для выделения. Потому что есть в нашем распоряжeнии специальная панелька - Select (см. рис. 4.61). Левая кнопка (Set From) задает левую
границу области в той точке, где стоит курсор. Правая кнопка (Set Thru) задает правую границу области в той точке, куда вы переставите курсор.
Действуют также клавиатурные комбинации: F9 (в позиции курсора будет левая граница выделения) и F10 (правая).

РИС. 4.61. Панель Select

Можно ввести время совсем точно - цифрами в левом и правом окошках.
Еще две удобные команды - выделение от курсора до конца (Ctrl-F10) и от курсора до начала (Ctrl-F9).
Те, кому привычнее работать через меню, найдут все эти команды в подменю Edit > Select. Там же будет и команда By Time, которая позволит ввести границы выделения циферками в отдельном окошке.
Это все о выделении фрагментов и клипов. Теперь о том, что можно будет с ними сделать.

Команды редактирования

Клавиатурные комбинации Ctrl-C, Ctrl-X и Ctrl-V и соответствующие им команды меню Edit задают стандартные операции копирования, вырезания и вставки - выдаются такие же диалоговые окна, что и на рисунках 4.30 и 4.31 в главе, посвященной редактированию MIDI-дорожек. А значит, можно, в том числе, и размножать клипы при вставке, скопировать их на другие дорожки и прочее - не хочу повторяться.
Но кроме этого, как мы, люди опытные, уже догадываемся, не может не быть и каких-то специфических команд редактирования.

И они таки да, есть, как говорят в Одессе.
Команда Bounce to Clip объединяет выделенные клипы в один1. Если клипы не имели пересекающихся частей, то между ними просто вставляется участок тишины, если же они пересекались, то сигналы смешиваются.
Вспоминая фордежвское микширование пятьюдесятью разными способами, можно и тут задаться вопросом: а как именно они смешиваются? Любителей наворотов вынужден огорчить - вопрос решается примитивно (зато единственным разумным для секвенсора способом): сигналы смешиваются так, чтобы звук не изменился. Что два отдельных клипа, что один соединенный - звучит абсолютно одинаково. Остальное от лукавого.
После соединения клипов в папке аудиофайлов создается новый wav-файл, но старые не удаляются.
Команда Bounce to Track также объединяет выделенные клипы (в том числе взятые с разных дорожек) и помещает их на первую же свободную дорожку-. Выдается такое диалоговое окно, как на рисунке 4.62. В нем вы можете выбрать для вставки любой другой трек из списка Destination, а также задать формат смешивания (список Format). Всего там три строки: создание из клипов стереодорожки (Mix to Single Track Stereo Event), создание двух монодорожек (Mix to Separate Left and Right Tracks) и создание одной монодорожки (Mix Stereo Content to Mono).

Рис. 4.62. Объединение дорожек

В секции Mix Enables задается, должен ли Сонар при соединении треков обращать внимание на кнопочки Mute (заглушить) и Solo, на индивидуальные настройки громкости и панорамы, на обработки и все прочее, чем может быть обвешена дорожка. По умолчанию галочки стоят везде, то есть все настройки учитываются. Если вам это не нужно, лишние галочки придется убирать вручную.
На самом деле, команды Bounce to Clip и Bounce to Track не только соединяют клипы, но также применяют к получающемуся сигналу огибающие, которые были вами построены на дорожке или клипе для динамического изменения громкости или панорамы (см. главу «Огибающие»). Огибающие исчезают, а сигнал изменяется так, будто они все еще тут.
Вдобавок к этому, команда Bounce to Track еще и применяет к сигналу обработки реального времени (онлайновые), которые вы на этот клип или дорожку навесили (см. главу «Обработка звука в реальном времени»).
Это очень серьезная возможность, о которой стоит вспомнить, если в реальном времени ваш компьютер все эти обработки выполнить не может -заикается или останавливается (загорается красный индикатор Drop Out в строке состояния). Тогда сольете аудиотрек на новую дорожку, заархивируете исходный вариант со всеми его дилэями, реверами, компрессорами и прочими прибамбасами (просто заглушить недостаточно!) и спокойно послушаете, как все это звучит. Если результат вас не устроит, измените параметры и сольете снова.
Времени это займет, конечно, побольше, зато даже на слабом компьютере вы сможете создавать проекты практически неограниченной сложности. Главное, не забывать сохранять исходники на случай, если придется все переделывать.
Для разрезания клипов в нашем распоряжении будет две команды - простая и с диалоговым окном.
Простая выполняется по клавише S (от слова scissors - ножницы). Клип молча разрезается по линии курсора. Если было выделено несколько дорожек, все они будут разрезаны по этой линии.
Более сложная команда - Split в меню Edit (см. рис. 4.63). Если, ничего не меняя, нажать ОК, то сложная команда сделает в точности то же, что простая -разрежет клип по линии курсора. Но это только один из четырех режимов работы.

Рис. 4.63. Команда Split

Если щелкнуть по второму кружку (Split Repeatedly - многократное разрезание), то положение курсора уже не повлияет на разрезание. Здесь программа порежет нам клип на части по границам такта. Номер начального такта задается строкой Starting at Measure, а следующая строка задает интервал, через сколько тактов будет происходить каждый следующий разрез.
Третий кружок (Split At Each Marker) становится доступен при наличии маркеров (см. главу «Перемещение по композиции»). Дорожка просто разрезается в тех местах, где стоят маркеры.
И четвертая команда (Split When Silence...) режет по участкам тишины. Надо только указать, сколько тактов длиной должна быть тишина.
Самая последняя строка, где по умолчанию стоит галочка, позволит использовать режим неразрушающего разрезания не только для аудиоклипов, но и для MIDI. Отрезая и удаляя кусок, вы не теряете его бесповоротно, но всегда можете вытащить назад.

Кроме команд разрезания есть в нашем распоряжении также один инструмент на панели инструментов проекта - . Всякий щелчок этим инструментом по треку разрезает на части клип только на той дорожке, по которой вы щелкнули, не глядя на то, выделены еще какие-то дорожки или нет.

Но иногда эта настройка, наоборот, мешает. Например, хочется разрезать дорожку точно по началу такта, а оно берет и режет не по началу, а по нулевой точке. Что особенно неприятно, в нормальном масштабе заметить это практически невозможно. А потом начинает все не совпадать и разъезжаться - и поди сообрази, в чем была ошибка!.. Так что, пользуясь сеткой, будьте очень внимательны.

Редактирование мышкой

Редактировать клипы мышкой довольно просто н, главное, быстро. Я бы даже сказал, что этот способ работы с клипами является основным. Jkj Основным для нас будет режим выбора, который включается кнопочкой , щелкнув им по клипу, вы выделите его (он станет черным). Нажав Del - удалите.
Взявшись за клип и потащив вправо или влево, вы его переместите в пределах одной дорожки, а потащив вниз или вверх, переместите на другую дорожку (при нажатой клавише Ctrl выйдет копирование). Программа тут же поинтересуется, как ей поступать при перетаскивании (см. рис. 4.64):

Рис. 4.64. Параметры перетаскивания

  • смешивать старый материал с новым (Blend Old and New) - при этом клипы остаются целы, просто программа кладет их один поверх другого;
  • заменять старый материал новым (Replace Old with New) - старый клип заменяется на новый. А если старый клип был длиннее нового, он будет просто разрезан и в дырку будет вставлен новый;
  • сдвигать старый материал так, чтобы вставился новый (Slide Over Old to Make Room).

В большинстве случаев удобнее всего пользоваться первым режимом. А чтобы программа вас не мучила этим дурацким окошком при каждой операции с мышкой, уберите галочку в строке Ask This Every Time (спрашивать об этом каждый раз).
Если же вам когда-нибудь захочется выбрать другой режим перетаскивания, щелкните правой кнопкой мыши по любому клипу и выберите в контекстном меню команду Drag & Drop Option.

Если таскать клипы вверх и вниз с клавишей Shift, то они будут перемешаться или копироваться строго по вертикали. То есть на новой дорожке клип будет начинаться в тот же самый момент, в какой он начинался на своем старом месте. Чаще всего при перетаскивании именно это и требуется. Так что запомнили: Shift!

Собираясь перетащить мышкой клип, у которого имеется огибающая или несколько огибающих (см. главу «Огибающие»), вы должны очень внимательно относиться к тому, куда именно вы ткнете мышкой. Если попадете по огибающей и попытаетесь потащить, то вместо перетаскивания получится понижение громкости в клипе до нуля или, наоборот, повышение до максимума (если огибающая была для изменения панорамы, то произойдет изменение панорамы).

Подведя мышку к правой или левой границе клипа (см. рис. 4.65), мы получаем возможность эту границу сдвигать. Тем самым мы как бы обрезаем края клипа.
«Как бы» - потому что при наличии неразрушающего редактирования на самом деле ничего не обрезается: стоит подвести курсор к границе и потащить границу в противоположную сторону, как форма волны вылезет - в целости и сохранности.

Рис. 4.65. Двигаем границу клипа

Однако в меню Edit есть команда Apply Trimming (применить обрезку), которая уже на полном серьезе удалит все невидимые в настоящий момент части клипа. Например, вы хотите отрезать участки тишины и ненужный шум в начале и конце записи. Задвинули границы так, чтобы шум пропал, и применили обрезку.

Если нажать одновременно клавиши Alt и Shift и jFI; поместить курсор внутри клипа (см. рис. 4.66), то мы сможем смещать мышкой волну внутри клипа, не двигая его границ.

Рис. 4.66. Смещаем клип

Если подвести мышку не к середине границы, как было показано на рисунке 4.65, а к ее верхнему углу, то курсор станет не квадратиком, а треугольничком (см. рис. 4.67). Потащив этот треугольничек внутрь клипа, мы будем вычерчивать огибающую громкости для плавного нарастания звука (fade-in) или затухания (fade-out).
На самом деле, у огибающей есть еще две разновидности - помимо выпуклой (Fast Curve) имеется также вогнутая (Slow Curve) и прямолинейная (Linear). Чтобы
поменять вид кривой, щелкните по огибающей правой кнопкой мышки в тот момент, когда курсор станет треугольничком, вот и получите соответствующую менюшку.

Рис. 4.67. рисуем кривую возрастания громкости (Fade In)

Если щелкнуть по стрелочке, которая находится справа от кнопки Automatic Crossfades, то можно будет выбрать из списка, какие кривые используются по умолчанию для нарастания звука (в подменю Default Fade-In Curve) и для затихания (Default Fade-Out Curve). Кроме того, есть там подменю Default Crossfade Curves для задания формы кривых при кроссфэйде.
Кстати, о кроссфэйде.
Щелкнув в окне проекта по этой кнопочке

Рис. 4.68. Автоматический кроссфэйд

Правда, для того чтобы показать вам на этом рисунке обе огибающие, мне пришлось снять выделение с клипа, который я перемещал. Пока он был выделен, Sonar показывал только его, и видна была только его огибающая.
Режим Automatic Crossfades не зря называется автоматическим: стоит нам подвинуть любой клип вправо или влево, как кривые перестроятся в соответствии с новым размером пересекающейся части.
Щелчок правой кнопкой мыши, когда курсорчик становится таким, как на рисунке 4.68, внизу, поможет изменить форму кроссфэйда, выбрав один из девяти вариантов (по три у каждой из кривых).
На самом деле кроссфэйд используется гораздо чаще, чем возникает необходимость устроить переход между разными клипами. Например, можно вое-
пользоваться им для создания переходов между частями одного и того же клипа. Зачем? .Для устранения неритмичности в партии.
Представьте себе, что вы записали партию некоего инструмента, у которого одна или несколько нот или аккордов взяты уж очень не вовремя. Хорошо когда речь идет об инструментах, вроде барабанов, у которых каждый удар -' короткий и стоящий отдельно от других, так что можно этот удар спокойненько вырезать и сдвинуть так, чтобы он встал в долю. Ну, еще бас-гитара чаще всего позволяет это делать без особых проблем. А если это гитара соло с долгим, компрессированным звуком? Или синтезатор при нажатой педали и с длинным эхом? В такой ситуации выделить отдельный звук практически невозможно. Новая нота на форме волны хорошо видна, но выделить ее так, чтобы не было резкого обрыва, невозможно (см. рис. 4.69, сверху). Вот тут и помогает кроссфэйд. А если он к тому же автоматический, то совсем здорово.

Рис. 4.69. Исправляем ошибки исполнителя

Находим начало и конец неправильно стоящего звука, режем клип Б этих местах (S). Затем двигаем фрагмент на правильное место и, вытягивая или сокращая границы клипов, подбираем правильное перекрытие справа и слева. Важно вытягивать тот из клипов, где нет пиков - идет ровный сигнал, как это сделано на рисунке 4.69, внизу.
При известном навыке эффект достигается очень быстро, звук встает на место как влитой. Но пусть вас не сбивает с толку эта легкость. Во-первых, не все и не всегда так легко двигать, как в нашем примере. А во-вторых, все и не надо!
Нормальный живой звук всегда плавает относительно компьютерной сетки, и это нормально. Если вы приведете его к точному ритму, все идеально подровняете, даже вполне живой звук станет немножко мертвым, как будто у вас вместо живой музыки сэмплированная. И уж во всяком случае, партия лишится индивидуальных особенностей, которые придает ей музыкант.


Содержание раздела